Газета "Я-МОЛОДОЙ" №12 (март 1996 г). Рубрика "Дебют".

Довольно известная в металлических кругах группа ДАЙ записала новый альбом "Виновен тем, что жив", выпущенный на CD и кассетах "союзовского" подлейбла "MetalAgen Records" посредством шведской компании DCM. Событие это, прямо скажем, имеет определенную важность для нашего отечественного тяжелого рока. Что же значит этот диск для самих даевцев, я попытался узнать у лидера группы гитариста/вокалиста и автора практически всех песен Евгения ВИНОГРАДОВА, которого я застал за монтажом первого видео клипа ДАЙ к одной из новых песен.

- Основной темой нашей беседы является, конечно, ваш де­бютный альбом. Я знаю, что вы давно уже не новички в музыке, почему же этот альбом вы упорно называете своим дебютом?
- Все дело в том, что около года группа ДАЙ была в неком аморфном состоянии. Казалось, что мы зашли в какой-то тупик, выхода из которого никто не видел. То есть то, что записывать альбом нужно, - это мы понимали, но не понимали, как. Сам знаешь, запись - дело достаточно дорогостоящее, а самим, без чьей-нибудь финансовой поддержки, это сделать практически нереально. Но время шло, и от бесконечных репетиций и концертов никакого результата в этом плане не было. И в конце лета прошлого года вопрос о записи встал настолько остро, что нам просто ничего не оставалось делать, как собрать все свои сбережения и идти на ARIA Records, которую мы и выбрали для этой цели. Ну а дальше все пошло просто как по маслу. За неделю мы записали четыре вещи, и результат превзошел все наши, и не только наши, ожидания. И практически сразу поступили предложения о дальнейшей судьбе этого материала. Речь шла как раз о выпуске этого CD.
- Каким же образом на этот диск попали концертные вещи?
- Выпустить концертный ал­бом мы хотели уже давно, но по разным причинам это никак не удавалось, хотя записываем мы почти каждое свое выступление для последующей работы над своими возможными ошибками. И на этот раз, выбрав лучшую запись и смикшировав ее на той же ARIA Records, мы и решили "добить" альбом еще пятью концертными песнями. Та­ким образом мы сэкономили время и, кроме того, умудрились на одном диске показать все, чего ДАЙ добились за все восемь лет существования - что мы можем в студии, и с каким качеством играем вживую.
- Я знаю, вы записывались в 16-канальной студии, к тому же не обладая особенно большим бюджетом, что ничуть не отразилось на качестве звучания, и даже наоборот.
- Для тяжелого рока на ARIA Records имеется все минимально необходимое оборудование. И если ты везде - дома, на репетициях, концертах работаешь с одним и тем же оборудованием, то в любой студии проблем в принципе быть не должно. Для качественного звука нужно-то пару Marshall'ов да десяток хороших микрофонов. Хотя 16 каналов - это, конечно, недостаток.
- Хорошо, со студией понятно. Но как ДАЙ удается воспроизводить все это живьем на концертах?
- Да, это, наверное, самая большая проблема для совка - я имею в виду андеграундную сцену. Честное слово, смешно видеть людей с гитарами Lead Star, кричащих на настройке аппарата оператору: "Эй, да сделайте мне, наконец, звук!" Хороший звук - это в первую очередь твое личное оборудование. Это мы поняли еще на самых первых своих концертах, и все время нашего существования каждую заработанную копейку ДАЙ пускаем на приобретение аппаратуры. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть наших техников, сопровождающих группу на всех концертах, в студии и даже на репетициях. Хороший звук - их заслуга тоже.
- Скажи, почему все же ДАЙ так затянули свой глобальный прорыв?
- Дело в том, что все эти годы мы, так сказать, созревали. Идея создания группы появилась, наверное, в 1984 г., когда вышел второй альбом МЕТАШСА ‘Ride The Lightning'. Для меня это было настоящим шоком. Я понял, что кроме The Beatles и Deep Purple есть что-то, на все это непохожее, и при этом более агрессивное. Но тогда, кроме сильного желания делать свою музыку и пары акустических гитар, ничего не было, да и было-то нам всего лет по 13. И то, что вы можете видеть сегодня, собиралось годами. Все это время ДАЙ учились всему, что связано с музыкой, копили потенциал. И сейчас самое время для решительного рывка, и, к счастью, люди из музыкального бизнеса тоже почувство­вали нашу готовность для прорыва.

P.S. Думаю, теперь самое время рассказать, кто же такие эти ДАЙ и откуда они взялись. Первый состав ДАЙ, из которого до сегодняшнего дня дошел лишь сам Женяй, появился в Москве осенью 1987г. Примерно к началу 1989 группа приняла более или менее серьезную форму с первым стабильным составом, в котором ДАЙ начали давать различные клубные сейшена и без от­дыха репетировать, отшлифовывая вместе с грифами гитар свою технику. Летом 1990 г. было записано первое демо из пяти песен, с которыми группа попала в ныне 'покойную" московскую рок-лабораторию. На пятом ее "Фестивале Надежд" ДАЙ впервые круто засветились, показав для того времени довольно неплохой трэш. В начале 1992г. появился второй магнитоальбом под названием "Алкоголь превратим мы в маачу!", довольно хорошо разошедшийся в столичных металличе­ских кругах. Далее последовали очередные перемены в штате ДАЙ, вылившиеся в самый мощный за все время состав группы, который и записал альбом, о котором, собственно, шла сегодня речь.

Алексей ГЛЕБОВ, "РОК СИТИ"