Журнал ATMOSFEAR, №17, 2016 г. Интервью с Евгением Виноградовым.

Приветствую тебя, Евгений на страницах ATMOSFEAR. Это случилось впервые, поэтому давай начнем с самого начала. Когда ты впервые услышал тяжелую музыку и что это было?

Привет! Почти в одно и то же время, осенью 1985, я подвергся атаке с двух сторон. От соседа по дому Кирилла Емильяновича. И от полу-родственника, мужа моей сестры, Игоря Фомичева. Последний, я уверен, еще ни раз появится в этом интервью. Они оба были старше меня и уже учились в институтах. У обоих, в свою очередь, были там продвинутые друзья с выходом за кордон. И, соответственно, привозили оттуда разные диковинки. Так я получил от Игоря кассету БАСФ с Металликой 1984 и ВАСП 1984. А от Кирилла два винила с Хэлловином 1985 и Веномом 1985. До этого я слушал исключительно Квин, Битлз, Дип Перпл (и его производные), Слейд и т.п. Поэтому "новые" записи, впрочем, и визуальная составляющая, произвела не то что бы впечатление... Это скорее был Шок!!! Потребовалось некоторое время, что бы осознать произошедшее. Это была не просто какая-то новая музыка. Это было новое явление. А рубежка первой песни Металлики и альбом Веном в целом, и на "музыку" то особо не смахивали. Один сущий ад!!! Ад этот был запрещен для всех СМИ, ТВ, радио в СССР... Этого не объяснить современной молодежи. То, что мы чувствовали держа в руках эти пластинки... Визуальная составляющая тоже была... : помимо пластинок Кирилл притащил 2 журнала. Метал Хаммер и Метал Аттак. Метал Хаммер - понятно, что это. А вот Метал Аттак - это было приложение такое, к Метал Хаммеру. В нем были исключительно фотографии, плановые листы, развороты и плакаты. Из текста только логотипы групп, имена музыкантов и авторство фотографов. Вот это был еще больший шок. Это были фото, как будто с другой планеты. Это то, что даже представить себе было нельзя: Мужик в разорванной майке, с ЦВЕТНЫМИ татуировками, насквозь мокрый, с бешенным взглядом...(Оззи); Чувак с хаером по пояс, с невероятными шипами на напульстниках, с каробельным пулеметом в руках, расстреливающий прожектора на верхотуре по кромке стадиона, а потом стреляющий в безумную толпу, таких же безумных размеров (Брюс Дикинсон); Реальный Демон с адскими глазами, на напульсниках циркулярные фрезы, вместо стойки микрофона-цепь, разрывал змей не снимая бассуху, пил змеиную кровь, в кровище с ног до головы..(Блэки Лоулес)... там еще был Деф Леппард, Дио, Скорпионс и еще кто то, такой же "мирный" но на них, понятно, уже эмоции не хватило. Как я мог на это все отреагировать?)) Испортили детскую психику!!!, суки, в один момент. Ну и в тот же момент, я решил донести ЭТО все, этот визуальный ряд, до масс. Как? (не было еще сканеров). Единственный выход - освоить фото дело. Перефотографировать все эти дела, печатать фотографии на фото бумаге, ну и заниматься "просвещением". Чем я и занялся. Правда, первые качественные фотки получись только где то через год. До этого момента согни метров испорченной пленки и канистры с проявителем и фиксажем..
Пользуясь случаем, если кто то из читателей имеет доступ, в любом виде, к подобным Металл Аттак, буду очень признателен. С тех пор мне не удалось заполучить, даже посмотреть на сканах, подобное издание. Конкретно тот самый был номер 1984, посвящен турам перечисленных групп. Выпускался он не долго, буквально несколько лет. Но выходил толи раз в год, толи близко к этому. Т.е. всего номеров Метал Аттак не много было. В общем, жизнь моя, в тот осенний день была поломана. С того дня и до сих пор, я круглосуточно, без выходных, занимаюсь исключительно делами прямо или косвенно связано с тяжелым роком. Не знаю, насколько это хорошо, но это так. И главное, что даже местами пугает, исправить Это теперь может только могила.))

Как родилась группа ДАЙ и кто несет полную ответственность за это?

Примерно через год, осенью 1986, ко мне домой пришел друг, Валек Берестень. Тогда не было Интернета. Поэтому, что бы пообщаться и послушать музыку, приходилось ходить к друг другу в гости.)) Валек сходу сделал заявление, мол, хорош чужую музыку слушать, пора свою играть. Мало того, он принес первую песню в виде гитарных риффов и текста. Я спорить не стал. Валек был старше меня на год. Поэтому я решил полностью довериться авторитету старшего товарища)). Выдал Вальку акустическую гитару. Он сыграл и спел. Песня называлась Хозяин Ада. Нормально, подумал я. Взял в руки вторую гитару (у меня отец был приличным гитаристом и в доме были аж 2!! немецких акустики) Получилось даже очень нормально. Т.е. Веном с их Вэлком Ту Хэлл мы уже, считай, догнали. Осталось только перегнать)). Здесь мы тоже особо тормозить не стали. Сразу пошли во двор, на место ежедневных тусовок. Там, в тот же вечер, нашелся барабанщик в лице Толика Грачева, и бассиста Лехи Леонова. Состав был полностью укомплектован! Осталось только купить инструменты, аппаратуру, научиться играть, насочинять песен и записать альбом. То есть дело было за малым. Главное уже было. ГРУППА!!!)

Остановимся на названии. Не так много слов в русском языке, которые имеют еще и английский смысл. Но какой смысл закладывался в название группы?

Имя для группы появилось случайно. Как-то после репетиции мы перекусывали пончиками. На лавке, на улице, зимой. Был здоровый кулек. Очень большой. Даже не знаю, почему он так быстро кончился. Остался один пончик. Нас пятеро (включая звукача Серегу Козлова). Все пятеро особой воспитанностью не отличались. Кто-то сообразил первый - выхватил пакет и бежать. Все за ним. Прохожие врассыпную. Шутка ли, пятеро волосатых в рваных джинсах, непонятно чем занимаются. Проезжие машины стали притормаживать. Регби, Американский футбол...? там, сходу, не поймешь. Ну и, Козлов, он был парень грузный, с нами, с доходягами, ему конкурировать было невмочь. Он встал посреди проезжей части в позу КингКонга, ну и, что было мочи издал: ДАААААААААААААЙ!!!!
Остановилось все: мы, прохожие, машины, троллейбусы... Мы даже не обсуждали ничего после этого. Этот выкрик в момент стал именем нашей группы. Ну а то, что слово Дай имело известное для всех значение на английском языке, главным образом по песням Металлики, только добавляло нам уверенности в правильном выборе.

А какие группы тогда были круче всех в московском андеграунде? Наверняка организовав свою группу вы тут же узнали и товарищей по цеху. Ни для кого не секрет, что в те веселые времена последнего издыхания СССР было проблемно иметь хорошие инструменты и аппаратуру. На чем вы играли в первые годы своего существования? Также всем известно, что репетиционных точек была тьма, но все они были под шефством каких-то организаций и музыкантам часто приходилось идти на компромисс с шефами. Тебе слово.

Первые инструменты были Чешскими и ГДРовскими: Музимы, Яланы, Диаманты.. Это было очень даже нормально, по тому времени, для 18 летних бездельников. А вот с аппаратурой нам всегда везло. Усилители, примочки, эффекты нам паял Козлов. Он был в этом деле спец. Порталы, динамики и т.п. покупали в кинотеатрах. Там они были Большие и Черные. Как раз то, что надо)). Помещения в разное время были разные, но всегда были только в нашем личном пользовании, не государственными.)) Т.е. база для нас был дом. С базы на учебу, с учебы на базу. Там и спали и ели...и пиво и дэфченки. Жизнь - одним словом. Напоминаю: до Интернета оставалось еще 10 лет!)))
В 1986, на следующий день, после того как ГРУППА!)) была создана, мы прошли инструктаж у отца Леши Леонова (бассиста). Отец у него был какой-то большой чиновник при КПСС. Он нас и научил, как быстро обзавестись и базой, и инструментами. - " Идите на какой-нибудь большой завод. При заводе обязательно должна быть аппаратура, инструменты, зал и т.д. Приходите туда, ищите Худ. Руководителя. Говорите, что вы молодая группа и что вы хотите у них репетировать. Если откажут, то скажите мне : "отключим газ!")) Мы так и сделали. Местные музыканты-заводчане, за голову схватились. Поняли, чем пахнет. Но не прогнали. Дали нам все. И первый год мы репетировали там. На всем казенном. Государственном. В 1987 году мы ту же карту разыграли в нашем учебном заведении. При нашем техникуме, МТЭП, как и при любом более-менее нормальном уч. заведении, был ансамбль. Тоже с аппаратурой. К тому времени гитары у нас были свои, а барабаны, усилители и колонки мы ломали технарские. Ну а к концу 1989 года мы въехали в свое первое собственное помещение, с собственной аппаратурой и барабанами. На 100% "своей" базе (ограниченной площади, примерно 15м2) мы прорепетировали примерно год. В дальнейшем, желая расширить полезную площадь помещения, мы всегда базу делили с друзьями. "Их" помещение - "Наша" аппаратура. Так с 1991 по 1993 года мы репетировали с группой Аймон, в последствии переформировавшеюся в Фантазм. В громадном бомбоубежище на улице Металлургов под прокуратурой)). В соседнем подъезде в смежном бомбоубежище репетировали Мафия и Кронер. Весело было)). С 1993 по 1996 мы делили базу с группами ЭСТ и ДИВ. С 1996 и до распада мы тусовались в г.Видное в помещении гр. Найка Борзова. Переехали мы туда, по большому счету, из-за барабанщика, Левы Костандяна, заменившего нашего Сашу Константинова. Лева, как раз, в то время играл у Найка и в группе Хуй Забей.

Пришло время поговорить про вашу первую официальную запись. Демо “Close Friend of Death” насколько я понимаю, записывалось у вас в репетиционке нонстопом. Какую аппаратуру вы тогда использовали для записи? Распространялась эта демка тэйптрэйдингом?

Не совсем так. CFOD записывался на студии "Мозайка". Вполне себе даже нормальная студия на то время. Запись велась на восьмиканальный магнитофон Тескам. И делалось все как полагается, записывались все музыканты по очереди, по-дорожечно. И можно даже было какие то дубли переписывать)). Потом не спеша сводилось. По несколько версий сведения делали. Прям как "настоящие")))

Кстати, если я не ошибаюсь композиция Close Friend of Death единственная англоязычная композиция группы (не считая каверов) или были и другие?

Записана была она одна. Было еще несколько текстов на английском. Но остальные дальше репетиций не пошли. Мы очень быстро поняли, что русскоязычный текст - это неотъемлемая эмоциональная составляющая нашей музыки, которая напрочь отсутствует в английских текстах для русскоязычной аудитории. Поэтому на английском писать больше мы даже не пытались. Ибо ни к чему..

Демо «Алкоголь Превратим Мы в Маачу» датировано 1992 годом, но как видно из трек листа вы заново записали четыре композиции и четыре другие являются новыми. Это несколько странно, обычно молодые группы за пару лет способны придумать более чем четыре новые песни. Чем вы занимались все это время?)))

Учились играть. Репетировали каждый день. Играли по 8 часов. Жуть. Дело в том, что в каком-то интервью моего тогдашнего кумира Валерия Гаины я прочел, что если хочешь играть Металл!!! и делать Это с таким же качеством как Он, то нужно репетировать ежедневно по 8 часов. Гаина то, скорее всего, пошутил. Но я это, с дура, воспринял как приказ! Ну а все остальные мои товарищи меня поддержали. Ну и возможность такая была. Так что, мы играли. В основном ковера. На счет коверов, это тоже не мы придумали. ВСЕ нормальные группы с коверов начинали. Так что мы себя чувствовали нормально. И еще... я сейчас анализирую... мы в то время не придумывали песни из-за того, что "надо придумывать". Если перло и придумывалось само, то супер: О!!! Новая Песня ДАЙ!!! УРА!!! Если нет, то мы особо не парились. Заняться всегда было чем. Хотя, без всяких сомнений, продуктивной нашу группу нельзя было назвать никогда. Факт!) Да, такая группа. Была...

Вы начинали свою деятельность еще при совке, и вот настал его распад. Что изменилось в плане концертов, репетиций, музыкальных предпочтений публики в первые постсоветские годы?

Объективно, после 1991 года, увеличилось количество концертов. Относительно того, что до этого у не профессиональных групп их практически не было вовсе. Открывались первые рок клубы.
Рок фестивали стали проводиться чаше. Ну или проще: Начали проводиться Фестивали.))) Пропал контроль кого либо из "наблюдателей", типа КГБ, за металлистами-хулиганами. Всем властям стало на нас наплевать. Хотите играйте, не хотите не играйте. Мы хотели. Поэтому играли. А предпочтения... Они не изменились. Изменилось только то, что мы своих кумиров смогли слушать и смотреть вживую. Начиная с 1991 года, с приезда Металлики и ИсиДиси, Мега группы стали приезжать достаточно часто. И чем дальше, тем чаще. Конечно, это был Праздник Жизни. Я до сих пор сам себе завидую. Посещать концерты Мега Групп в самый разгар их пика популярности - это дорогого стоит. Видеть Металлику, вживую, в сентябре 1991 года - я не знаю, с чем это можно сравнить. Именно в то время (1992-1995г) я был штатным фотографом в журнале Рок-Сити. (...моя увлеченность фотографией дала свои плоды). Рок-Сити - это "рупор" Биз-Интерпрайсес. Последние - это как раз те ребята, которые организовывали приезд Металлики)). Я к тому, что со многими приезжающими в Москву группами мне удалось пообщаться лично, ездил с ними от прилета до отлета): Экцепт, Каннибал Корпс, Файт Но Мо, Креатор... бухать с ними в гримерках и курить Их Мальборо - бесценно!!!)))

Ваш единственный на данный момент альбом вышел в 1996 году на лейбле MetalAgen(СОЮЗ). Это весьма странный альбом. Ведь там только четыре студийных трека и добит он пятью концертными треками. Во все времена это называлось ЕР с концертными бонусами. Твои комментарии.

Странно))). На СД разве написано, что это альбом? Если во все времена подобный релиз назывался ЕР, то пусть это так называется. Не вижу проблемы.))) Но вроде, ЕР, в массе своей, выпускались в поддержку номерных альбомов. И на них, заглавными песнями, были как раз песни с альбомов. И очень редко длительность ЕР достигала порядка 40 минут. Но ты, безусловно, прав - как этот релиз не называй, он достаточно странный.

Были планы на выпуск альбома на виниле? Ведь это было распространенной практикой в начале девяностых в Москве.

Распространенной практикой это было в конце 80х. После развала СССР закрывались все заводы. Не важно какие. В том числе и пластиночные. Нашим Американским друзьям нужно было заполнить все рынки своей продукцией по максимуму. И Они с этой задачей справлялись. Силы были. Ну и тем более даже в начале девяностых у нас не было записи, которую можно было бы выпустить на виниле. А 1996г - это, как раз, начало эры СД для металла в России))). В каталоге MetalAgen наш диск был первым. И мы очень были горды, что были в первых рядах, в плане освоения нового формата. А с появлением СД, эйфория по поводу качества формата, была настолько серьезная, что в сторону винила все начали смотреть, как на что-то допотопное. Так получилось...) Начали сразу с СД.

Ты не считал, сколько концертов вам удалось отыграть за годы существования группы ДАЙ? Какова вообще география ваших концертов? Какой концерт был круче всего и какой был самым шлаком?

Мы играли исключительно в Москве и Московской области. В то время, для андеграунд групп, особо не было возможности как-то гастролировать. По сравнению с сегодняшними возможностями современных групп, мы имели наверное 1%, от всех сервисов присущих любому современному туру. Сам подумай: ты не имеешь Интернета, не имеешь сотовой связи (никакой, не говоря уже со всей страной..)... мне кажется дальше можно не продолжать.) Больше запоминались концерты на фестивалях. На фестивалях было все мощнее: и аппаратура, и свет, и размеры площадок, и количество народу. Ну а самый запомнившийся..)) По крайне мере для меня - это был концерт в ДК Горбунова на фестивале-конкурсе газеты Московский Комсомолец. Дело в том, что за неделю до выступления я участвовал в сборе Пиздулей от гопников общежития института им. Баумана. Били меня за длинный хаер, за узкие рваные джинсы, за высокие белые кроссовки, черные очки.. Т.е. все как полагается.))) В общем-то, даже и без обид... Но били меня сильно. Долго. Ну и как следствие - Больница №20. Лежал месяц. Встать не мог.))) А тут концерт, который не при каких обстоятельствах пропускать было нельзя. Из больницы меня врачи не отпускали. И точно уж не вспомню.. Но смысл в том, что каким-то образом на территорию больницы согрупники загнали машину, меня туда каким-то образом погрузили (стоять на ногах сам я реально еще не мог)) ну и привезли на Горбуху. Там меня усадили посередине сцены на стул, в стационарное положение. Ну а остальные тов., получается, должны были рубиться в разы активнее, изображая шоу без фронтмена). И вроде Леня Бажора и Валера Аркадин с этой задачей справились на все 100%. Прикол был в том, что зрители в массе своей поняли, что такая конфигурация - это такое спланированное шоу. Группа такая. Странная. Трэш с бардом по центру)). Худший концерт я не помню. И слава богу. Сплю спокойно).

Когда группа прекратила свое существование и что послужило причиной этого?

Процесс прекращения существования шел крайне длительное время. И когда группа прекратила свою деятельность, никто не скажет точно. Не помню, когда точно мы отыграли последний большой концерт. Примерно в 1997году. Тогда можно и сказать, что группа перестала существовать. Мы об этом еще не знали. Мы продолжали репетировать. Но промежутки между репетициями росли. По разным причинам. Основная: Саша- барабанщик- понял лозунг "Алкоголь Превратим Мы в Мочу" слишком буквально. Мы долгое время не врубались, что это серьезно. Саша не шутил. (в последующие годы я лично возил его зашиваться трижды. - примечание автора). Новые барабанщики не приживались. И т.д. Все очень потихоньку. Незаметно. И все сошло на нет. И до сих пор находится в таком состоянии. Только ни в коем случае я не хочу сказать, что Саша во всем виноват. Скорее, я остыл ко всему этому делу. Одно дело заниматься музыкой круглосуточно на одном только энтузиазме в 18 лет. И совсем другое в 28. В 28 нужно, иначе не получается, что бы твое хобби (музыка) приносила доход. Видимо поэтому я немного свое хобби перепрофилировал из сочинения и воспроизведение музыки в ее звукозапись. Не могу сказать, что я сильно об этом жалею. Просто произошло своего рода развитие. То, что это был шаг назад, мне думать не хочется. Я оптимист!!))

Давай поговорим о музыкантах прошедших через ДАЙ. Сколько их вообще было и поддерживаешь ли ты связь с ними сейчас?

Да, музыкантов прошло много. Сколько - точно считать, наверное, нет смысла. Но самые "музыкальные" из них - до сих пор в строю. В шоу бизнесе, так сказать))).
Валек Берестень - владелец самой крупной в России прокатной компании по свету и экранам. С Пугачевыми по Америкам разным катается...
Лео Фомин - после сотрудничества с Дай играл в Валькирии, потом приглашен был в гр. Блэйз Бомбер, с 1997г и по сей день играет в гр.Мастер и своем сольном проекте гр. Харизма.
Валера Аркадин - играл в очень многих коллективах, последние лет 10 играет в НАИВе и проекте Глеба Самойлова Зэ Мэтрикс.
Серега Боголюбский - 16 лет (сразу после Дай и до сих пор) играет в СЛОТ. Помимо СЛОТ занимается всем, что связано с музыкой. Пишет музыку компьютерных игр, для кино, театральных постановок... все не перечислишь..
Леня Бажора - поиграл и играет в сотне коллективов. Они не такие известные, как у вышеупомянутых тов., но к его чести будет сказано, на басу Леня играл и играет круглосуточно. Аж зависть берет))).
Хотя, чего я рассказываю?!) Те, кто интересуются тяжелой музыкой, и читают эту статью, мне кажется, лучше меня знают, кто чем занимается из Наших музыкантов. От себя, только если... я со всеми поддерживаю отличные отношения, многим записал альбомы, с некоторыми ездил в туры в качестве концертного звукооператора. В общем....) " как будто и не раставались!"))))

В 2014 году молодой лейбл Metal Race Records издал ваши две демонстрационки на диске. Ты помнишь тот момент, когда шеф лейбла Анатолий обратился к тебе с данным предложением? Твои мысли в тот момент?

Мысли...))) Человек выходит со мной на связь и предлагает выпустить записи Дай, которые по большому счету никто не слышал и мало кто знает о их существовании. Я удивился, конечно, его отчаянности и уверенности в своих силах. В общем-то и все. Есть желание и возможность - пожалуйста. Ну и как показали первые пару недель продаж, Анатолий все посчитал четко. Сделал все хорошо. И как следствие - отбил все свои затраты буквально за пол месяца. Молодец! Так держать!!

Я так понимаю, что перед изданием обе демки прошли ремастеринг. Скажи мне, почему качество записи на демо 1992 года значительно ниже, чем на дебютном?

Так получилось, что оригинала демо 1992 не сохранилось. Нам пришлось взять эту запись с Торрентов. К сожалению там эта запись была в очень плохом состоянии. Кто-то из пользователей, когда-то, решил сделать "погромче" - ну сделал) Не то что громче, а тупо все безумно пережал с приличной перегрузкой и сильно слышимыми искажениями. Я долго работал над ее исправлением. Но, безусловно, до качества оригинала .... короче, очень сильно испорчено было. Но Анатолий принял решение, что лучше выпустить так, чем не выпускать вовсе.

Трудолюбивый Анатолий не остановился на издании ваших демок, а еще и переиздал дебютный альбом. Да не просто переиздал, а добавил туда интересные бонусы. В связи с этими бонусами возникает несколько вопросов. Это все композиции, которые были когда-либо придуманы и записаны группой или добросовестный Анатолий через пару лет порадует нас еще какими-то раритетными композициями в исполнении группы ДАЙ?

Да, это все песни, которые когда ибо были записаны на студиях. А через пару лет... есть еще концертные записи, видео, записи с репетиций... С Толиной фантазией планов настроить можно грамадье!!!

Вопрос по композиции Москваллиада. Если мне не врут мои уши, то это одна из последних, если вообще не последняя композиция придуманная группой. Твои комментарии.

Да. Это последняя песня на данный момент. Я ее придумал в 2000. Все дорожки для нее были записаны тогда же. Свел я ее, в том виде, в котором она представлена на переизданном СД, в 2013г.

Все мы слышали хоть краем уха про ДАЙ рэкордз. Теперь же есть возможность все узнать из первых уст. Когда стартовала студия, какие услуги предлагаете группам и расскажи про самых «жирных» заказчиков.

Первую запись я сделал в декабре 1998г. Показал результат коллегам по цеху. И по результатам прослушивания, уже осенью 1999 получил свой первый контракт на запись альбома от Кирилла Немоляева и его Бони Нем. Это было хорошим стартом: много тысячные тиражи дисков, эфиры по радио, многочисленные клипы по МТV.. Ну и дальше понеслась. На тот момент студий на базе цифровых станций практически не было. И мои расценки крайне сильно отличались от больших аналоговых студий. Поэтому первые годы я работал фактически без конкуренции))).
А про Самый Жирный релиз... Спустя почти 18 лет трудно, что-то выделить одно. Да и жирность бывает разной))). Сейчас поясню...
По Жирности трэш альбома и главное его приема на западе - это Маник Депрешн 2010. К тому же это альбом, который мне доверили продюсировать от самого начала, до самого конца. Включая запись, работу с аранжировками, вокальными темами, звуком и всем-всем... И наградой за усердия мне была похвальная рецензия в европейском Метал Хаммер, где ему поставили оценку 10 из 10 и очень хвалили звук из России)))
По Жирности группы в плане ее харизматичности и легендарности (из Хэви-Метал) - это наверное ЭСТ Жана Сагодеева. Альбом Злой Рок 2002г. В свое время он был реально новаторский по звуку. И обеспечил мне клиентскую базу на долгие годы. А песня Ночные Волки... Я не знаю, но мне во всяком случае так кажется, нет такого человека, который интересуясь русской метал сценой и не слышал этой песни. Особенно отрадно, что спустя больше 10 лет в одном из интервью Данила Захаренков… Я позволю себе процитировать большой фрагмент.
(Следующим альбомом «Э.С.Т.» стал альбом «Злой Рок» 2003 года. К тому времени гитарист опять сменился. Сначала был «Муха» Леня Мозжухин, вернувшийся из Нью-Йорка. С ним мы проиграли около года, были какие-то попытки записи, но ничего не получилось. Пришлось с «Мухой» расстаться. Нам посоветовали взять «Плежу» Александра Евсюкова. С ним мы и сделали материал для альбома «Злой Рок». И в составе: Сагадеев, Подрезенко, Евсюков и я, в 2001 году сели его записывать на студию «Дай Рекордз» к Евгению Виноградову.
Писался этот альбом также достаточно долго. Женяй взялся за нас серьезно, и борьба за качество шла просто нереальная. Так, например, весь бас я переписывал три раза. Вроде записано, все ништяк. Проходит неделя, и Женяй говорит: «Никуда не годится! Надо переписывать. Вот здесь, здесь и здесь». Только на третий раз его все устроило. Перед началом работы над альбомом Женяй поставил условие: «Либо вы все делаете сами, а я просто кнопки нажимаю, и ко мне потом никаких претензий. Либо все делаю я, но вы ко мне не лезьте с советами». Мы решили, что хватит уже, наэкспериментировались, пусть кто-нибудь другой теперь экспериментирует. И дали Женяю полное право продюссировать альбом. В итоге у Женяя, я считаю, все получилось очень хорошо. Мое мнение, что после «Пробы Пера» это самый удачный альбом «Э.С.Т.». И по материалу и по записи.
Материал на «Злом Роке» был совместный. Что-то писал Сагадеев, что-то писал я, что-то «Плежа». Моими песнями были «Круши Все На Х.й!» и «Ночные Волки», к тому моменту записанные в третий раз. Один раз мы ее записали с «Леопольдом», один раз с «Мухой» (кажется, эти версии есть на каких-то сборниках). На альбом же пошла третья версия, с «Плежей». Да, кстати, песня «Водка с Колой» – вещь аж 1994 года, в оригинале называвшаяся «Вино со Льдом». Был немного изменен текст и гармония.)
По Всенародности во всероссийском смысле этого слова, Это, конечно, гр.Земляне. Я работал с ними над двойным альбомом относительно недавно, в 2013г. Так мои миксы попали на Всероссийское радио, ТВ. И прямиком на Красную Площадь!)) Очень клева слышать свои миксы (минуса) в прямой трансляции по первому каналу. Говорят же, что звуко-реж. должен слушать свои миксы на разной аппаратуре..))) Вот... послушать свои миксы с ящика тоже бывает полезно.
Если считать по шкале скандальности и финансовомегажирности, то это недавний мастеринг Мегаальбома гр.Ленинград Пираты ХХ Века. Я ценитель старого Ленинграда с первых их записей. Мне было крайне приятно привнести свой вклад в их творчество.
Самое жирнейшее Возвращение! (на студию Дай Рекордз) - это безусловно гр. Катарсис. Так получилось, что я для них, начиная с 2002 года, записал несколько альбомов и синглов и после Мегауспешного альбома Крылья и еще одного сингла, группа отправилась в поиски новых ощущений и звучаний. За 10 лет нашей "разлуки" Катарсис записывались и сводились на многих студиях. Как в России, так и за границей. И предпоследний альбом (Светлый Альбом) им сводил знаменитый немецкий саунд продюсер Саша Ретч, подаривший свое звучание таким группам как Этгай, Ангра, Рапсоди и уйме других... И вроде бы все у группы хорошо. Но тут, в августе 2015 мне звонит Джеф (шефредактор)) и говорит, что Они нагулялись и что хватит, и что пришло понимание, что... в общем плакали от счастья встречи оба!) Потом, крепко обмыв встречу, сразу в бой. Альбом ИМАГО презентовали уже через пару месяцев при полном аншлаге в клубе Ред. Последующий год первые места по опросам всевозможных сайтов и, что намного значимей, первая строчка в рейтингах продаж на Гугл Плэй. Голосование рублем - более честное голосование))) .
А сегодня.... снова же Жирнейшая работа с ними же, тут уже в плане объемности работ: МЕГА БОКС с антологией всего творческого наследия Катарсис: сотни!!! песен, видео, ремиксов, дэмо, концертных записей... и все в одной коробке.) Жирно...
Ладно.. что то я разговорился... так можно , если про всех что то говорить, времени, короче, не хватит. А да... об этом нужно сказать обязательно... Самая неожиданная для меня работа была совсем не давно, в конце 2015г. Я делал реставрацию-мастеринг магнитоальбома Юрия Лозы - Концерт Для Друзей, 1984 года. И вроде бы ничего особенного. Обычная работа. Но не совсем... Дело в том, что это мой любимый альбом того времени, еще до Металлики, и что на этой записи присутствует песня "Визит". Это именно та песня, которую мы называли "Про Инопланетянина", и которую Дай играли в трэш обработке почти на каждом концерте. И к тому же это была вторая песня после Хозяина Ада, которую мы играли на прослушивании перед Заводчанами (см.выше..))) В общем ностальгия в часы работы над альбомом захлестывала не по детски) Отослал трэк Лене - плакали вместе).

Насколько сейчас изменились твои музыкальные вкусы. Что ты сейчас слушаешь и что зацепило тебя в последнее время?

Я столько всего слушаю, что и лучше бы уже не слушать. Ничего не могу сказать. Когда твоя работа - слушать - и делаешь ты это круглосуточно... Не... Ладно. Без комментариев.))) Но Металлику, как и вся современная металл-молодежь, я слушаю до сих пор и на концерты вместе с молодежью хожу))).

В биографии группы ДАЙ поставлена жирная точка. Или есть еще некоторые шальные идеи, мимолетные мысли о…

Тоже не могу сказать. Материала, еще с 1996 года, на целый альбом. Записать - возможность есть. Появиться желание - запишем. Пока, по крайней мере, у меня, желания нет. Говорить, что нового альбома никогда не будет, я тоже не могу. Самому страшно становится))) Я ж еще живой) Говорить, что завтра запишем - ....как говорил мой друг, серьезный олигарх: (с оттяжечкой, полушепотом, сквозь зубы) " Ребята, ну не пытайтесь вы наебывать друг дружку....(и дальше уже расслабленно) - по мелочам!"