Журнал "In-Out" №35 (2001г). Статья "Разумная грань. Как лучше подготовиться к студийной сессии".

Соблазн сэкономить при записи с помощью домашнего компьютера велик, и многим не удается перед ним устоять. Я не буду утверждать, что домашняя технология не позволяет делать музыку профессионального качества; музыку, в конце концов, делают люди. Просто, вторгаясь в эту область, музыкант должен отдавать себе отчет о том, что звукозапись – это самостоятельный вид творчества, требующий специальных навыков и знаний.

У любого музыканта, развивающего свой проект, рано или поздно встает вопрос о записи материала в профессиональном формате. Какие, казалось бы, вопросы - выбрал студию, которая наиболее соответствует поставленным задачам, и пиши, недостатка в подоб­ных услугах сегодня точно не наблюдается. Однако прежде чем идти в студию, музыкантам (людям, как правило, небогатым) приходится решать вопрос оплаты студийного времени. Использование профессиональной студии - удовольствие не из дешевых, стоимость аренды может колебаться в среднем от 10 до 50 долларов в час. Соответственно, стоимость работы будет зависеть от потраченного времени, а количество времени, потраченного на запись, напрямую зависит от четкости организации процесса. Для решения творческих или технических задач всегда можно прибегнуть к помощи студийных специалистов, а вот организационные моменты за вас вряд ли кто решит. Поэтому к работе в студии лучше подготовиться, решить максимальное число вопросов прежде, чем побегут драгоценные минуты.

На страницах нашего (да и не только нашего) журнала в избытке имеется информация на тему "одомашнивания" процесса записи с использова­нием PC. Отдавая себе отчет в том, что добиться профессионального качества в силу некоторых причин (дороговизна специального оборудования, необходимость специальных навыков, знаний и т.п.) без посторонний помощи вряд ли возможно, автор данной статьи задался вопросом: в какой степени домашнюю студию можно использовать в процессе записи материала в профессиональном формате. Для получения максимально объективной информации я решил воспользоваться помощью профессионалов в области звукозаписи и попытаться найти разумную грань, опираясь не на сухую теорию, а на личный опыт этих людей.

Студия "Дай records" широко известна среди столичных музыкантов, работающих в "тяжелых" стилях. Ее услугами пользуются многие профессиональные коллективы, в том числе "Boney NeM", "ЭСТ", "Rusty Bullets", "КОМА" и многие другие. Нам же эта фирма интересна тем, что основой ее студийного комплекса является IВМ-совместимый компьютер; следовательно, специалисты этой студии не понаслышке знают о возможностях и прин­ципах работы домашних студий на базе PC. Рассказывает Евгений Виноградов, аудиоинженер студии "Дай records":

"Сегодня все чаще и чаще к нам приходят клиенты, желающие проделать в нашей студии только часть работы. В подобном сотрудничестве мы не видим ничего плохого. Запись материала - процесс творческий, и желание музыканта поучаствовать в нем не только в качестве исполнителя вполне понятно. Все варианты сотрудничества описать довольно сложно. У каждого, кто более-менее серьезно занимается музыкой, дома есть компьютер, и многие поступают следующим образом: дома за­писывают все, что можно записать - гитары, клавишные, MIDI-звуки переводят в аудиофайлы, за­тем все эти треки приносят к нам, то есть это прак­тически готовая композиция, только не смикширо­ванная. Чаще всего информацию приносятся, на CD либо на жестком диске, мы это все открываем, переписываем все, что надо переписать, а потом сводим. Однако далеко не у каждого есть возможность записать дома качественно вокал или гитару, и не потому, что слабоват компьютер, а просто потому, что нет специального оборудования соответствующего уровня - собирать, например, парк микрофонов, если не собираешься профессионально заниматься звукозаписью, нецелесообразно по причине их большой стоимости. Для записи гитары также, помимо гитары надлежаще го качества, необходим усилитель и специальный микрофон. В линию, на мой взгляд, записать гитару невозможно, даже при использовании модных нынче преампов, которые специально для этого предназначены. Хотя сейчас очень многие гитаристы идут по этому пути, так как работать дома очень удобно и ненакладно. Если нам приносят подобный материал, мы, конечно, пытаемся сделать все возможное, но по опыту скажу, что результат почти всегда остается в рамках демо-формата.

Иногда наши клиенты идут от обратного: приходят к нам, пишут все, что не могут записать дома, мы скидываем все это на их жесткий диск, после чего они дома на своем компьютере все это режут, клеят, чистят. Если ты знаешь теорию, имеешь хоть какую-то практику, то выполнить компрессию треков тебе вполне по силам. Плюс к этому существует такие вещи, как пресеты, с помощью которых можно проделывать простые "обязательные" опе­рации. То есть дома (технически, об уровне навыков мы сейчас не говорим) вполне можно выполнить все работу по подготовке треков к сведению. Окончательный микс однозначно лучше доверить профессионалам, так как помимо опыта и мастерства звукорежиссера на этом этапе работы требуются максимально качественные мониторы, наличием которых может похвастаться далеко не каждая домашняя студия. Без мониторов надлежащего качества говорить всерьез об окончательном миксе вряд ли возможно. Мы, например, используем четыре пары мониторов разного уровня и назначения. Одним словом, чем больше вы имеете атри­бутов профессионального назначения, тем больше работы можно проделать дома. И не забудьте, что мы говорим о технической стороне вопроса, вопросы собственной квалификации каждый должен решать для себя сам. Некомпетентное вмешательство на любом уровне не позволит в результате по­лучить запись профессионального формата.

Определить, что такое профессиональный формат, однозначно вряд ли возможно. На мой взгляд, если материал выходит на CD, звучит по радио и ТВ, значит, запись выполнена достаточно профессионально. Еще один не менее важный вопрос - это вопрос специализации. Мы, в основном, специали­зируемся на стиле "heavy metal". Этот стиль - это котел, в котором мы варимся уже 15 лет. Естествен­но, что у нас уже накоплен опыт в записи музыки данного стиля, и оборудование подобрано с учетом особенностей исполнения именно этой музыки. По­этому я думаю, что если человек просидит за своим компьютером определенное количество времени в поисках оптимальных решений своей задачи, то он вполне может выдать весьма серьезный результат. Или наоборот: студия имеет все необходимое оборудование, но не имеет побед ни в одном направлении, потому что люди, на этой студии работающие, с одинаковым энтузиазмом берутся за все стили и направления. Универсальность, как правило, всегда проигрывает специализации».

Текст Александра Хорева