PRO мастеринг под VINYL

Мастеринг - это финальная частотная, динамическая и спектральная обработка исходного звукового материала и подготовка его к выпуску на каком-либо носителе (CD, DVD, Аудио кассетах, виниловых пластинках и т.д.).

С первой частью данного заявления (непосредственно традиционный мастеринг) вроде бы все понятно. Об этом этапе саунд-продакшена написано много книг и снято много обучающих видеоматериалов.

Второе - "подготовка фонограммы к выпуску на каком - либо носителе", а именно на виниловом диске (пластинке) - это как раз тема этой статьи.

Мастеринг для винила имеет свои особенности, связанные с техническими ограничениями данного носителя, а также со спецификой его производства. Технические требования к мастерингу регламентированы заводами - изготовителями. Винил - технически сложный носитель, и мастеринг для него является достаточно не простой задачей.

Дорожка на диске - это прорезанная в пластике волновая форма. Более громкая волна имеет большую глубину и ширину. Следовательно, существует зависимость: чем больше низких частот и больше уровень громкости фонограммы, тем большую физическую площадь займет дорожка на виниловом диске и тем меньше материала можно будет уместить на одной стороне пластинки. Это всегда нужно учитывать при мастеринге. Исходя из этого Заказчику (группе, исполнителю) при планировании своего заказа, нужно всегда иметь ввиду: максимально качественно звучащий винил получается при нарезании максимально глубоких-широких (громких, *частотнополных*) дорожек, с максимально возможным расстоянием (шагом) между дорожками и при этом максимальной скорости вращения диска. Такое происходит при нарезки одной песни на одну сторону 12 дюймового (30 см, формат макси-сингл) при скорости вращения 45 оборотов в минуту (RPM). (скорость 78 RPM в наше время используется крайне редко).

Пример подобного подхода — 5ти дисковый сэт альбома Metallica Death Magnetic. В таком формате максимально сохраняются динамический и частотные диапазоны оригинальных фонограмм, и достигается максимально возможная громкость. А большое расстояние между дорожками обеспечивает минимальное взаимопроникновение соседних дорожек друг в друга и ,как следствие, более качественное звучание с минимумом помех и искажений. И обратная картина: в случае когда требуется нарезать 30 минут материала на 12 дюймовый диск при скорости 33 1/2 RPM качество меняется в сторону "ухудшения" оригинальной фонограммы. Чтобы игла проигрывателя чувствовала себя более-менее комфортно и ни в коем случае не вылетела из канавки, необходимо будет снизить уровень громкости, поджать динамический диапазон и подрезать частоты (главным образом низкие частоты).

Также при мастеринге для винила не допускается, что бы правый и левый каналы были в противофазе в области низких частот, т.к. данный носитель не способен воспроизвести такой сигнал. У басовых волн очень широкая траектория, и в случае со стерео, если левый и правый каналы хоть чуть-чуть не сфазированы, то игла запросто может сойти с "рельсов", безуспешно следуя за разными траекториями правого и левого каналов.

Концепция стереофонического баса появилась относительно недавно, с началом эры CD дисков. Когда во времена винила бас должен был быть исключительно в моно. Звукоинженеры "винилого" времени хорошо знали об этих ограничениях и принимали это во внимание во время непосредственно записи и сведения. Многие из сегодняшних звукоинженеров выросли в "безвиниловом" мире ине знали о вышесказанных проблемах.

Еще один важный аспект - уровень RMS. Оптимальный уровень RMS для создания металлической болванки-матрицы составляет около -12 дб RMS. В противном случае есть риск перегрева (особенно при обилии верхниx частот в фонограмме) и выхода из строя алмазного наконечника резака ($500), вплоть до полной его поломки. Если на оригинале, присланным на мастеринг, уровень RMS меньше - 12 дб, то нет проблем, "есть куда расти". Но бывают случаи, когда в качестве оригинального исходника предоставляется фонограмма, уже прошедшая мастеринг для CD диска, а в некоторых случаях и сам CD диск из тиража альбома группы. На таких "оригиналах" уровень RMS значительно превышает - 12 дб, а на некоторых достигает -7-6 дб. (CД диски альбома Metallica Death Magnetic). В таких случаях необходимо понизить уровень RMS, по возможности сохранив пиковые значения громкости, не затронув художественную составляющую компрессии в данном материале. Как показывает практика, эти манипуляции неизменно положительно сказываются на общей звуковой картине. Звук становиться разряженней и как следствие более глубоким и широким (при случае обратите внимание на разницу звучания CD и винила альбома Metallica Death Magnetic) :)

Также я бы посоветовал обратить особое внимание на частоты от 6000 до 8000 Гц. Эти частоты считаются "проблемными" для винилового формата. И если есть возможность немного смягчить данный диапазон без "видимого" ущерба для художественного восприятия материала, то это лучше сделать.

Наличие в фонограмме "резонансных" частот - еще одна вещь, которую хорошо бы было отследить и по возможность уменьшить ее присутствие в конечном мастере.

Из всего вышесказанного становится понятно, почему очень важно воспользоваться услугами мастеринг инженера, имеющего опыт именно в этой области для устранения подобных конфликтов.

Как сделать низ в моно (без слышимого ущерба для фонограммы), как понизить (если требуется) уровень RMS, как и чем смягчить нежелательные диапазоны частот и справиться с резонансными частотами - все это тема следующей статьи.

Евгений Виноградов (©2015)
dayrecords.ru

В архиве приложены примеры подготовленных (отмастеренных) для производства винила треков, СД версии тех же песен, а так же спецификация (на 13 листах) от завода-изготовителя с описанием всех возможных к производству форматов виниловых дисков, правила заполнения заказов, общие требования к форматам, принимаемым в качестве мастера и все-все что связано с производственным процессом.
Скачать архив