И для полноты картины вопрос технической целесообразности произведенных манипуляций над "альбомом всех времен и народов" и краткий анализ результатов доверены исключительному профессионалу - Евгению Виноградову, владельцу и бессменному звукорежиссеру легендарной студии 'Дай Records', одному из самых преданных поклонников Metallica в России.
Пара слов о сути вопроса...
Мастеринг - это конечная обработка оригинального музыкального материала с целью придания ему окончательного, утверждённого продюсером, звучания.
Ремастеринг - это по сути новый (альтернативный) взгляд на тот же звуковой материал по прохождению какого то времени. Для выполнения таких задач, как правило, привлекаются мастеринг инженеры, работающие на специализированных мастеринговых студиях.
Оригинальный мастеринг ‘Черного Альбома’ в августе 1991 года производился на самой знаменитой тогда и по сей день, студии Sterling Sound в Нью-Йорке. Выполнение этой не простой и ответственной задачи доверили старшему инженеру по мастерингу George Marino. Джорж сотрудничал с Металликой начиная с альбома Master Of Puppets, зарекомендовав себя исключительно с превосходной стороны. И в этот раз результат его работы превзошёл все ожидания. И этот альбом вплоть до наших дней считается одним из лучших образцов
звучания в тяжёлых стилях музыки.
С того момента прошло 30 лет. И вначале этого года до меня дошла информация, что ‘Чёрный Альбом’ собираются ремастировать в связи с его юбилейным переизданием.
Новость вызвала двоякие чувства: с одной стороны интересно послушать, что нового могут предложить слушателю современные технологии в купе с ведущими мировыми инженерами; с другой - совсем не хотелось услышать Классику Жанра в "современном", перегруженном, крайне громком звуке а-ля Death Magnetic (2008). Тем более со-продюсер грядущей работы был известен заранее: Greg Fidelman. Как раз начавший работать с Металликой в том самом, "ГРОМКОМ", 2008 году. Одним словом, интрига была не кислая.
И, - о Чудо!!! Заполучив диски с ремастированным изданием (Огромное Спасибо Игорю “Джеффу“ Полякову за подгон) и загрузив их в аудио редактор, я услышал тот самый, "родной", знакомый с первых дней звук. Но только чуть собранее, чуть мощнее, чуть шире и чуть мягче, тем самым приятней на слух и по всем прочим ощущениям. При этом, что не мало важно,
громкость и динамический диапазон фонограмм остался неизменным. Последующий доскональный анализ материала в специализированных программах, в режиме сравнения с оригинальным мастерингом, только подтвердили мой слуховые ощущения.
Выполнил эту филигранную работу, на той же студии Sterling Sound, Bob Ludwig - МегаМонстр данного ремесла, начавший свою творческую карьеру в далёком 1960 году, с бэк граундом на данный момент времени в 6101 альбом!!
Вопрос: ну и если всё по чуть-чуть... рядовому слушателю на обычной аппаратуре, не говоря уже про современные гаджеты, затычки в уши, МР3 и прочее.. различия в ремастеренге особо не различимы, стоило ли это всё затевать??
Мой ответ: однозначно, Да!!
Это как картина стоимостью в Миллионы долларов после реставрации, выполненной лучшими реставраторами, с колоссальным опытом работы, бесконечно ценящих настоящее искусство. Мастера исключительно сдули с картины ели-ели заметные пылинки, сделали невидимыми, образовавшиеся микро трещинки, облачили картину в более монументальную раму и настроили падающий свет так, что бы не было ни единого блика и цвето-передача всего полотна в целом была идеально комфортна на глаз посетителям, как ценителей со стажем, так и новопришедшим товарищам.) Не забыв при этом и специалистов в данной области).
И, на мой взгляд, важное...
Хочется верить, что пресловутая ВОЙНА ГРОМКОСТЕЙ, начавшаяся в конце 90х, достигшая апогея в 2008 с альбомом Дэф Магнетик, на этом релизе закончилась! С чем я и хочу поздравить меломанов всех стран!! Ура
Война́ громкосте́й (англ. Loudness war; другие варианты перевода: го́нка громкосте́й[1], война́ за гро́мкость, пого́ня за гро́мкостью) - склонность музыкальной индустрии (лейблов звукозаписи) к постепенному увеличению громкости записываемой и распространяемой музыки в стремлении выделить свои записи на фоне остальных.
Это явление наблюдается во многих областях музыкальной индустрии, в особенности в радиовещании и альбомах, выпускаемых на компакт-дисках и DVD. В случае с компакт-дисками гонка громкостей вызвана желанием исполнителей и продюсеров выпускать альбомы, которые звучали бы громче, чем альбомы конкурирующих исполнителей или лейблов. Однако компакт-диски имеют фиксированный предел громкости, и после достижения этого предела общая громкость может быть увеличена только с помощью компрессии и последующего усиления. Чрезмерное применение этих средств может вызвать искажение и срез амплитуды сигнала.
Евгений ВИНОГРАДОВ.
Скачать статью об альбоме Metallica (pdf: 5.7 Mb)