Это интервью отличается от привычных вопросов-ответов с музыкантами, общения на «Вы» и так далее. Дело в том, что Евгений Виноградов – давнишний друг нашего портала и уже как-то неудобно стало вновь переходить в стадию, как будто мы познакомились вчера. В общем, разговор прошёл на одном дыхании и, надеюсь, Вам не бросится в глаза тот факт, что он происходил путём переписки по электронной почте.
Часть 1 - о группе...
- Привет, Евгений, как насчёт интервью?
- Давай, попробуем...
- Когда и где родился?
- Вопросы как в милиции... Ты считаешь, что это, по отношению к моей персоне, интересно?
- Знаешь, это важно! Людям - интересно, поверь!
- 04.11.1970 в Москве. На Пятой Парковой.
- Как прошло детство?
- Все детство мое прошло как у всех - СОВОК. Но всё-таки одно отличие от всех школьных друзей было. Отец мой, гитарист, идейный. В доме в нашем всегда была гитарная музыка. Да еще и с материальной поддержкой: одна испанка... а другая немка... Обе гитары (акустические, классические) до сих пор живы! До сих пор радуют глаз и слух!
- Когда увлёкся музыкой и тяжёлым роком в частности?
- Мне повезло. В моем доме музыка была всегда. И при этом САМАЯ прогрессивная: Не хилый катушечник и бабины с последними записями Битлз, РоллингСтонз, ДипПапл, Лед Зепеллин. Сам факт, что ты можешь слушать ЭТИ записи, уже делал тебя... чуть другим. Но Это было еще не тяжелый рок. Это была музыка Папы и его друзей. НАШЕЙ же, настоящей!!! МУЗЫКИ!!! Я еще не слышал. Довольствовался тем, что есть. Немного революции было в звучании Квин 1982 года. Но революция была впереди...
- И как происходили, скажем так, "революционные события"?
- В соседнем подъезде от меня жил чел. Старше меня на 4 года. Он уже учился в институте... Дружил он с народом из Мажорной тусовки (дети министров, президентов и прокуроров). Как следствие – в 1984 году, у нас на пятой парковой... ВИНИЛ Металлики... РайдЗеЛайтинг! Приложение к нему - журнал Метал Хаммер - Металл Аттак (!!!) с концертными разворотами АЙРОН МАЙДЕН, ВАСП, ОЗЗИ... Все мужики были потные, с хаерами и напрочь в кровищи!!! ЭТОГО советская-детская психика нормально воспринять была не в силах! На следующий день вся школа была ЗАЛИТА рифами Файт Фай ЗеФайя с кассетника "Электроника 312". Это была революция!!! Старшеклассники, рисовавшие круглые сутки на пролет лого КИСС (мелом перед школой) с явными эссесовскими СС – отсосали реально!!! На смену шли НАШИ. В обычных джинсах и майках. Драки не было. Услышав "НАШИ" рифы, старшие, просто уступили место, а чуть позже попросили переписать запись. Это было настоящей музыкой!!! После такой культурной революции не организовать свою собственную группы я не имел право!!!
- Ух как лихо! И как же образовалась группа, как проходили первые репетиции?
- Первая группа, естественно, появилась на базе папиных двух гитар. Ко мне после школы приходили друзья-хулиганы, слушали ВАСП, Металикку... обливались красной краской (типа КРОВЬ) и скакали по диванам... Прикол в том, что первую песню ДАЙ "Хозяин Ада", мы придумали именно в этих скачках. Я и сейчас готов ее спеть со сцены – настолько я ее считаю НАСТОЯЩЕЙ! Без налета коммерции и предвзятости... Просто супер хеви-метал песня!
- Что было потом, как группа выходила на серьёзный уровень?
- "Хозяин Ада" - это 1987 год. Я тогда купил себе первую электрогитару за 180 рублей, и это было мощно. Практически ЦАРЬ. У остальных участников (моих одноклассников) таких богатств не было. А играть-репетировать было как-то надо, и мы, нашару, пошли в местный клуб, где играла уже группа местных заводчан (всем примерно по 30 лет) и пользовались они казенным оборудованием. Мы как-то убедили местное начальство, что мы - Свежая Кровь... И те поверили. Это была первая база ДАЙ, пока Мы не порвали все пластики на барабанах.
- Ага, то есть скитания продолжились...
- Да, плюс ко всему Мы поняли, что ничего просто так не бывает... Вскоре нашли подвал и своими силами отделали его так... Сами паяли усилители, примочки, по дешевке скупали динамики в кинотеатрах, вырезали коробки под порталы, сами тестировали и даже выставляли на концерты!!! 1989 год – это было реально КРУТО!!! Репетировали ежедневно по 6-8 часов. Где-то к 1990 году уже могли, не стыдясь, сыграть ОРИОН (Металлики) и пару номеров Сантаны и Рейнбов.
- А трэш-концепция группы когда нарисовалась? Я, смотрю, вы и Металлику одновременно с Рэйнбоу и Сантаной играли...
- Трэш-концепция нарисовалась сразу же после прослушивания РайдзеЛайтинг. А Рейнбоу с Сантаной? Вадик Капошенков (гитарист 1987-89) ходил заниматься в Красный Химик. Тамошний учитель снимал и записывал на ноты все эти Рейнбоу и т.д. Вадик приносил ноты на наши репетиции и мы играли-учились на этих Сантанах. Я тоже пару раз заходил в Красный Химик, потусоваться... После этих тусовок в репертуаре учительских нот появилась партитура Орион. В то время, своими силами, мы бы Орион сами на слух вряд ли бы сняли. Поэтому, разбирали ноты Ориона с особым трепетом. А Красный Химик завоевал в наших глазах безмерную уважуху.
- А как вообще подыскивал себе музыкантов в то время?
- Музыканты первого состава нашлись сами собой, среди одноклассников (1986). Второй состав так же, сам образовался из одногруппников в техникуме (1987). Начиная с 1989, текучка наблюдалась только на фронте соло-гитаристов. Как искали? Через знакомые группы, по телефону... по объявлениям в рок-лаборотории и КТР.
- А как вышли на КТР?
- Точно не помню. Но, скорее всего, пришли... ну и все! На базу КТР ездили репетировать. На разных мероприятиях играли. На сборнике «Трэш твою Мать» поучаствовали. В журнале в КТР периодически появлялись. Возня была активная...
- Как проходили записи ваших первых демок? Где записывали, на каком аппарате?
- Ну у тебя и вопросики! Так сходу и не вспомнишь... "CloseFriendOfDeath" записывали на 8-канальный Фостекс через пульт Электроника. Я пел в Шур-58. 20 лет назад это было почти пределом желаний. Платили по 15 долларов в час. Для сравнения: доллар стоил 15 рублей, а пиво 50-55 копеек. 30 бутылок в час!!! Это безумные деньги в то время. "Алкоголь Превратим Мы ВМаачу! " – на самопальный 9(!!!)-канальный магнитофон. Сделанный на базе катушечной НОТЫ. Бред! Но тоже раньше считалась приличной студией.
- Обложка у него интересная...
- Эту обложку придумал я, а нарисовал ее Саша Горин, институтский друган. В то время тема 3 литровых банок и пива по 60 копеек за литр была крайне актуальна. Так что... что вижу - о том и обложки рисую. Сейчас молодым людям наверное и не вдомек, зачем пиво в 3 литровую банку было переливать... И какая вооще связь между алкоголем и банки из под огурцов???
- Действительно, многие не поймут, хотя я застал времена, когда люди с канистрами бежали в пивнушку, как только там загорался красный фонарь (эдакий знак, что пиво есть). Теперь плавно перейдём к следующему и самому знаковому вашему альбому "Виновен тем, что жив", записанного на "Ария-рекордс" Владимиром Холстининым...
- Да, "Ария рекордз", конечно, во всех отношениях была фирма! 16-канальный магнитофон. Иностранный пульт! Даже ревербератор с пару компрессорами. Реальная фирма!
- Это лучший по звуку ваш релиз. Как его записывали и почему только 4 студийные песни? Концерт также специально записывали для издания на этом диске?
- Записывали по всем правилам звукозаписи. Получается, что впервые. Скинулись по деньгам – оказалось, что если даже мы будем все делать максимально быстро, то денег хватит только на 4 песни. Это примерно 5 смен, по 8 часов. Решили писать 4. Потом, через годик-полтора дописать еще... Получилось иначе. Когда записали первые 4 и показали их заинтересованным людям, сразу же получили 2 предложения: выпуститься на "Красных" кассетах и на СОЮЗе. А на Союзе не только на кассетах, но и на СД. Но речь в обоих случаях шла об альбоме. 4 песни никого не устраивали. Решение пришло почти сразу. Мы наскребли денег еще на одну смену. Пришли обратно на студию и записали еще 5 песен, но... не как на студийной записи с дублями, склейками и т.д., а 100% как на концерте. Играли и пели все вместе, аж с "хаэрографией" для пущего угара. Никакие косяки не переписывали и не двигали. Т.е. конечно немного не честно написать, что запись сделана на концерте... Мы это прекрасно понимали, поэтому и записали все максимально живо и с первого дубля. По нынешним меркам получилось максимально честно, если учесть, что все современные концертные записи почти полностью (на 70-90%) переписываются потом в студии на сведении. В общем, еще через день альбом был готов. Осенью 1995 он вышел на Красных и Союзовских кассетах. А весной 1996 на Союзе на СД.
- «Красные кассеты»... хм, это что за издатель?
- Красные" кассеты – это кассеты с метальной музыкой. С красными корешками, с текстами песен, на японской пленке и очень качественно записанные. Продавались ОНИ по всему совку. И из Владивостока за ними оптовики тоже приезжали. То есть ты их должен знать, наверное... Дай - были единственной русской группой издававшиеся на этих кассетах. Сам теперь понимаешь почему...
- Спасибо за картинку! Теперь всё понятно! Оказывается у вас это называлось «красные кассеты»! Да, у меня была целая коллекция таких кассет, но Дай был «союзовский». Кстати, ты в курсе, что "Виновен..." на кассетах также издали пираты? Сам видел пару "леваков"!
- Мне говорили, что есть пиратские кассеты. Но сам я не видел.
- А чья идея обложки к диску? Я, честно говоря, так и не понял связь между названием и изображением... По мне - так просто красивый пейзаж налепили, ведь надо же что-то изобразить...
- С обложкой целая история. Звонит мне с утра Эйджен Прайс и говорит, что если мы хотим выпуститься на Союзе в самое ближайшее время, то ему надо привезти обложку альбома сегодня днем, чтобы к вечеру дизайнеры успели сделать макет. Ну и что делать? Где брать обложку? Поехал в самый большой книжный магазин. Пока ехал, соображал, что вообще может подойти. Даже посоветоваться не с кем было. Ни интернета, ни мобил тогда еще не было. В общем, после проведенных часов 3-х в магазине, я ничего более подходящего не нашел. На Союзе оценили. Как будто это не первая попавшаяся картинка, а долгие творческие муки и т.д. Я их разуверить не стал. Типа, Мы дико крутые, такие же, как концерн СОЮЗ! Прям, полноценные партнеры. А когда кассеты уже поступили в продажу, меня пригласили к Союзовским дизайнерам делать буклет для СД. У Прайса мы были фаворитами, в связи с этим буклет решено делать было полноценным, на 16 страницах. Я очень был взволнован, ведь большинство фирменных групп каких буклетов не имела. А тут... Решили, что коробка будет прозрачной. И под диском будет та же картина, что и на обложке, но чуть шире. И вот здесь случилась некоторая мистика. На горе, на самой вершине, стоит чувак (на обложку он не влез, его и никто до этого не замечал), а чуть позже, выяснилось, что это Наполеон. Ну и типа само собой решился вопрос с названием в соответствии с картинкой. Вот, типа виновен – топиться пошел... В общем, все были довольны!
- Ого! Наполеона я тоже не заметил! Сейчас открыл диск и обнаружил! А размеры проданного тиража вам сообщали? Сколько копий альбома "Виновен..." было продано?
- Размер проданного тиража - это для всех групп загадка, вплоть до сегодняшних дней. Проконтролировать сколько было напечатано тиражей не представляется возможным. Контракт обычно подписывается на 1000 дисков. После чего издатель любого ранга пудрит мозг, типа в магазинах еще только первый тираж и то не продался...И это может происходить и год, и два, и пять... Мне Прайс и через десять лет говорил, что денег нет. А те деньги, что всё-таки были выручены, еле-еле скоро покроют расходы на производство, рекламу и т.д. Так что я не знаю сколько-чего. И никто не знает.
- Странно, если учесть, что альбом даже пиратам было не в лом выпускать, а диски уж подавно не найти... А был ли тур в поддержку альбома?
- Кроме как в Москве никаких концертов не было. Наверное, если тогда была бы такая же сеть клубов и организаторов на местах, как сейчас, скорей всего был бы тур. Но, увы...
- После успеха (а это не вызывает никаких сомнений) вы сели за написание нового материала, который, увы, так и не вышел. Что за песни были в нём, и в каком ключе делалась эта программа?
- После выхода СД, статей в АиФ, эфирах на радио и т.д. конечно маральный подъем был приличный. Мы, наконец-то почувствовали себя 100% состоявшейся группой солидного уровня. Во всяком случае, так все говорили и писали. Конечно, хотелось двигаться дальше. Но только уже совсем другими темпами. Что бы сконцентрироваться только на музыке, я решил все остальные внешние раздражители исключить полностью. Т.е. уехал на дачу. 120 км от Москвы. 100%-я изоляция от мира. Телефонов сотовых, компьютеров и Интернетов тогда еще не было. Взял с собой Маршалл, 2 гитары, драммашинкуАлесис, Шур СМ58 и 4-х канальнуюпортостудиюФостекс. Ровно неделю, почти круглосуточно, я придумывал и записывал риффы, вокальные рыбы, какие-то обрывки текстов и т.д. Через неделю были готовы 10 песен. Поработать надо было над текстами, и придумать соло. Я показал эти демо Сереге Боголюбскому и Лене Бажоре. Получил полный респект. Было решено продолжить в том же динамичном духе. Нас не устраивала наша база. Решено было ее поменять на более мощную. Нас не устраивал наш барабанщик. Мы с ним расстались, и взяли более толкового. Т.е. рубили с плеча. Без всяких соплей. Решили, что б особо не отвлекаться на житейские проблемы репетировать по ночам (как в ранние годы). Что бы было так, пришлось завязать с работой, у кого какая была. Т.е. 100% рок-н-ролл!!! Сейчас пишу и сам не пойму, в какой момент репетиции прекратились и по какой причине? Не помню. И главное с чего? Никто не ссорился, никаких проблем ни с чем и кем... не было. Наоборот, обрастали оборудованием и инструментами. Странно. На даче я был осенью 1996. Студия организовалась осенью 1998. Логично было б как раз на этой свежей собственной студии записать альбом. А получилось всё - наоборот. С осени 1998 я не помню ни одной репетиции, почти...
- Можно подробнее о причинах отставки «Ау»?
- После выхода СД, как я уже говорил, был действительно моральный подъем. Я, Лёня и Серега, вроде, нормально перенесли перемены в сторону "популярности"... «Ау» не осилил взвалившуюся на него "ответственность". Мы его заменили, потому что он оказался не способным играть настолько хорошо, насколько нам было надо... Как воспоминания показали, он просто перестал выполнять свои обязанности. А именно – начал беспробудно бухать. По-взрослому. Динамил репетиции ... ни одну, ни две... год!!! Пока до НАС не дошло, что это - непоправимо.
- Как быстро нашли замену?
- Лёва Костандян откликнулся сразу. Он родной брат чувака, с которым я выпускал Красные кассеты. По совместительству – барабанщик - Х*й Забей и Найка Борзова. В душе - дикий фэн Металлики. С офигенной белой Тамой + еще база... Т.е. когда мы перевезли к нему весь наш аппарат, то чувствовали себя реально суперпупертрэш группой. И как я уже писал, репетировали по ночам и помногу... До первого концерта с Лёвой. После него стало ясно, что барабанщик - говно (это он мне сейчас сам по телефону сказал), но особо сильно, никто не расстроился. Но репетиции стали быть реже.
- Похоже, мы подошли к «закату» карьеры группы...
- Да, как раз подходил к концу 1998 год. Я понял, что репетиции занимают 90% времени, а выхлоп - ноль. Решено было купить все для собственной студии. И исключительно для записи собственного альбома. По деньгам никто скидываться не стал. Мне пришлось все покупать в одно рыло. Это, наверное, не могу точно вспомнить, но, наверное, как-то НАС морально разделило. До этого все Даевские растраты были совместные. Но, тем не менее, песни начали записываться. И о том, что кто-нибудь другой будет писаться на моей студии - и мысли не было. Пока Кирилл Немоляев не услышал качество моих записей...
- То есть запись второго альбома всё же шла? Не с него ли песня «Москвалиада»?
- "Москвалиада " - первая песня Дай, написанная по схеме, – сначала текст. Причем текст написан был слёту, за 5 минут. Благо, тема и типажи стояли в глазах и, сцуко, не давали уснуть. Как раз в 4 ночи написался текст. Музыка написана также быстро, с утра. Так же быстро ее и записали. Скорее всего, она бы попала на альбом... наверное, последним трэком.
- А не помнишь, хотя бы названия песен, которые планировались на второй диск?
- Названий не было. В силу того, что не было текстов. Были прозвища, типа "быстрая" или ... нет, не вспомню.
- Однако, группа (не без оснований) участвовала в русском трибьют-альбоме группы Metallica – «Москвалиада». Что можешь рассказать?
- Идея сборника пришла Алексею Глебову. Я одобрил. Глебов подбирал команды. Интернет тогда был еще не так развит, поэтому, кому дозвонился... Мы много тогда общались-встречались. Идея обложки и названия сами собой появились. Вариантов как будто и не было. Я свою аранжировку придумал за ночь. Записали быстро. Дальше я помогал другим: Е-Зону, Немоляеву, Норддриму, Коме... Леня, бас-гитарист, придумал концепцию и аранжировку к коверу Мама Сайд. Её записали, при моёмпродюссировании, Расти Балетз. Почти все, кому я помогал, записали бэки для Даевскогоковера. И еще подъехали-подпели Валек Берестень (из первого состава Дай), Валера Аркадин (1991-92), Санек Пчельников из Фантазма... В общем, выпили тогда больше обычного! )) С этого момента началась история ДАЙ рекордз и закончилась (пока) история группы Дай. Почему? Я так думаю, что от группы не было желаемого выхлопа. Группа достигла определенного уровня. На то время, на тот момент, максимального. И студия, получается, - это новый этап моего личного развития. Но это уже - другая история...
- Но был ещё один проект, в котором засветилась группа Дай, это первый трибьют группе Ария…
- Да, было дело. Организатором трибьюта был Эйджен Прайс. Мы тогда очень плотно с ним общались. Поэтому и предложение участвовать получили одни из первых. Особо не раздумывали, согласились сразу. Песню тоже особо долго не выбирали - взяли наиболее нам подходящую по стилю. Все инструменты мы записали без особых происшествий, но проблемы начались, когда я подошел к микрофону. То, что копировать Кипелова никто не собирался, это понятно - дело неблагодарное. Но даже просто прочитать или как-то спеть данный текст я не смог. Язык не поворачивался. Ни морально, ни физически. И в какой-то момент я даже решил вообще отказаться от затеи, как тут... Буквально мимо микрофона проходил К. Немоляев (он как раз приехал записывать вокал для своего альбома). Я ему почти в шутку предложил спеть данный опус. Кирилл, ни секунды не раздумывая, с листа, с первого дубля все это спел. Получилось не то, что оригинально... я до сих пор плачу )) Мне оставалось только внести еще порцию оригинальности в припев. И все. Ковер готов. Я до сих пор встречаю в интернете какие-то отзывы по поводу этого микса, как ярых сторонников, так и не менее ярых противников произошедшего. Из чего делаю вывод, что незамеченным он не остался. А это всегда приятно.
- Однако, при всей узнаваемости Немоляев решил спрятаться за псевдонимом.
- По каким причинам Немоляев пожелал выступить под псевдонимом... Я у него не спрашивал, ни тогда, ни сейчас. Прикол в том, что его голос ни за каким псевдонимом не спрячешь. Уникальный голос Российской тяжелой сцены. Не менее уникальный человек. Респект ему и хвала. Ну и как говорится, пользуясь случаем, передаю ему пламенный привет!